Суббота, 27.04.2024, 20:48
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Статьи педагогов [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content
Block title
Block content
Block title
Block content
Block title
Block content
Проголосуй за наш сайт Яндекс.Погода

Статьи

Главная » Статьи » Статьи педагогов

Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках русского языка в старших классах.

Российской Педагогической Энциклопедией метод проекта определяется как «система взглядов, при которых учащиеся приобретают знания в процессе планирования постепенно усложняющихся практических заданий». Его задача – развитие личных и общественных склонностей, индивидуализация обучения, стимулирование инициативы и творческих возможностей школьников. Данный метод  ориентирован прежде всего на деятельностный подход в обучении. Он предполагает, во-первых, решение какой-либо значимой проблемы и , во-вторых, направлен на получение результата , т.е. хороший проект должен иметь практическую ценность, предполагать проведение самостоятельных исследований, давать ребенку возможность  учиться в соответствии с его способностями.

Задача учителя – грамотно организовать все этапы деятельности учащихся по подготовке к созданию проекта-исследования:

- помочь ребятам определиться с выбором темы исследования, обозначить  проблему, помочь сформулировать гипотезу;

- предложить список литературы по обозначенной проблеме;

- систематически отслеживать ход исследования, консультировать учащихся по вопросам содержания , структурирования материала и оформления  проекта;

-предложить оптимальную форму защиты проведенного исследования ( реферат, научная статья, доклад, выступление, сопровождающееся компьютерной презентацией).

Программа по русскому языку под редакцией А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой  предполагает формирование и развитие у учащихся навыков исследования языкового материала, а учебник- практикум «Русский язык» этих же авторов насыщен богатым лингвистическим содержанием.

Все это предполагает функциональный подход к рассмотрению языковых явлений, что ,в свою очередь, способствует проведению учащимися наблюдений над тем, как живут , как употребляются лексические, грамматические средства языка в текстах разных стилей (а мы живем в «мире текстов»), как функционируют языковые единицы в современной речевой практике. Поэтому в учебное пособие включен материал для уроков-семинаров, подготовка к которым и закладывает у учащихся навыки исследовательской работы, так необходимые при создании проектов.

Вот почему работа по созданию проекта-исследования «Некоторые проблемы функционирования русского языка в современном обществе» не вызвала у одиннадцатиклассников затруднений.

Обсуждение темы проекта сразу выделило общую проблему: как сохранить свой родной язык в условиях «языковой иностранной агрессии»?

 Затем обозначили круг задач, над которыми предстояло работать:

-что отличает язык как структуру и систему от других искусственных систем;

-в чем своеобразие родного языка в отличие от других языковых систем;

-какие внешние влияния испытывает языковая структура и к чему это может привести;

-как можно сохранить язык;

-существуют ли новые формы функционирования языка и как к ним следует относиться.

Ребята разделились на группы в соответствии с заинтересовавшей их задачей, получили список литературы, упражнения из учебника-практикума ,стихи, написанные одноклассниками, SMS-сообщения и приступили к  исследованию теоретического ,лингвистического материала и творческих работ.

  Работа над проектом продолжалась на протяжении трех недель, в течение этого времени ученики получали необходимые консультации и по содержанию, и по структурированию материала. Следует заметить, что наибольшие затруднения учащиеся испытывали при оформлении результатов исследования и при подготовке презентации проекта. Здесь помощь учителя особо важна. 

Форму презентации выбирали по желанию: большинство ребят решили представить свою работу в виде компьютерной презентации («Язык как универсальная знаковая система», «Народ выражает себя в языке своем», «Наш язык развивается с быстротой невероятной», «Экология языка»). Нужно отметить, что использование ИКТ делает выступление более ярким, убедительным, наглядным.

. В то же время одна группа изъявила желание представить свое исследование в форме презентации художественного оформленного буклета («Собранье пестрых глав»).

Защита проекта состоялась на семинаре, посвященном проблемам функционирования языка в обществе.

Таким образом, использование проектной деятельности учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого ученика, помогает овладевать теми особенностями учебного труда, которые необходимы для обучения в вузе.

 

Категория: Статьи педагогов | Добавил: admin (11.11.2010)
Просмотров: 1921 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0