Российской Педагогической Энциклопедией метод проекта
определяется как «система взглядов, при которых учащиеся приобретают знания в
процессе планирования постепенно усложняющихся практических заданий». Его
задача – развитие личных и общественных склонностей, индивидуализация обучения,
стимулирование инициативы и творческих возможностей школьников. Данный
метод ориентирован прежде всего на
деятельностный подход в обучении. Он предполагает, во-первых, решение какой-либо
значимой проблемы и , во-вторых, направлен на получение результата , т.е.
хороший проект должен иметь практическую ценность, предполагать проведение
самостоятельных исследований, давать ребенку возможность учиться в соответствии с его способностями.
Задача учителя – грамотно организовать все этапы
деятельности учащихся по подготовке к созданию проекта-исследования:
- помочь ребятам определиться с выбором темы исследования,
обозначить проблему, помочь
сформулировать гипотезу;
- предложить список литературы по обозначенной проблеме;
- систематически отслеживать ход исследования,
консультировать учащихся по вопросам содержания , структурирования материала и
оформления проекта;
-предложить оптимальную форму защиты проведенного
исследования ( реферат, научная статья, доклад, выступление, сопровождающееся
компьютерной презентацией).
Программа по русскому языку под редакцией А.Д.Дейкиной и
Т.М.Пахновой предполагает формирование и
развитие у учащихся навыков исследования языкового материала, а учебник-
практикум «Русский язык» этих же авторов насыщен богатым лингвистическим
содержанием.
Все это предполагает функциональный подход к рассмотрению
языковых явлений, что ,в свою очередь, способствует проведению учащимися
наблюдений над тем, как живут , как употребляются лексические, грамматические
средства языка в текстах разных стилей (а мы живем в «мире текстов»), как
функционируют языковые единицы в современной речевой практике. Поэтому в
учебное пособие включен материал для уроков-семинаров, подготовка к которым и
закладывает у учащихся навыки исследовательской работы, так необходимые при
создании проектов.
Вот почему работа по созданию проекта-исследования
«Некоторые проблемы функционирования русского языка в современном обществе» не
вызвала у одиннадцатиклассников затруднений.
Обсуждение темы проекта сразу выделило общую проблему: как
сохранить свой родной язык в условиях «языковой иностранной агрессии»?
Затем обозначили круг
задач, над которыми предстояло работать:
-что отличает язык как структуру и систему от других
искусственных систем;
-в чем своеобразие родного языка в отличие от других
языковых систем;
-какие внешние влияния испытывает языковая структура и к
чему это может привести;
-как можно сохранить язык;
-существуют ли новые формы функционирования языка и как к
ним следует относиться.
Ребята разделились на группы в соответствии с
заинтересовавшей их задачей, получили список литературы, упражнения из
учебника-практикума ,стихи, написанные одноклассниками, SMS-сообщения и приступили к исследованию теоретического ,лингвистического
материала и творческих работ.
Работа над проектом продолжалась на протяжении трех
недель, в течение этого времени ученики получали необходимые консультации и по
содержанию, и по структурированию материала. Следует заметить, что наибольшие
затруднения учащиеся испытывали при оформлении результатов исследования и при
подготовке презентации проекта. Здесь помощь учителя особо важна.
Форму презентации выбирали по желанию: большинство ребят
решили представить свою работу в виде компьютерной презентации («Язык как
универсальная знаковая система», «Народ выражает себя в языке своем», «Наш язык
развивается с быстротой невероятной», «Экология языка»). Нужно отметить, что
использование ИКТ делает выступление более ярким, убедительным, наглядным.
. В то же время одна группа изъявила желание представить
свое исследование в форме презентации художественного оформленного буклета
(«Собранье пестрых глав»).
Защита проекта состоялась на семинаре, посвященном проблемам
функционирования языка в обществе.
Таким образом, использование проектной деятельности учащихся
позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной
деятельности персонально каждого ученика, помогает овладевать теми
особенностями учебного труда, которые необходимы для обучения в вузе.
|